Транзакция – что это такое, простыми словами

Транзакция – что это такое, простыми словами?

Денежные операции уже давно стали обыденностью: представить сегодняшнюю жизнь без банковских карт, онлайн-оплат и т.д. сейчас практически невозможно. Все это затрагивает следующий термин, который мы рассмотрим сегодня: транзакция – что это такое простыми словами, и каких видов бывает.

Это интересно. Раннее, в девяностых годах, термин записывался несколько по-иному: «трансакция». Уже потом, термин окончательно «эволюционировал» в сегодняшнее понятие «транзакция».

Транзакция – что это такое, простыми словами?

Транзакция (от англ. transaction — сделка, договор) – это любая денежная операция: перевод денег на карту/счет, ввод/вывод денег (термин рассматривается исключительно с финансовой стороны). При этом, производится данный процесс может по-разному:

  • Перевод денежных средств с одного счета на другой (банковская транзакция)
  • Снятие наличных в банкомате – предоставление банковских услуг или выдача наличных (банкоматная транзакция)
  • Оплата покупки банковской картой (например, в интернет-магазине, или посредством POS-терминала, эквайринг)

Это не весь список, но суть должна быть понятна: транзакция — это завершенный (удачно или нет) перевод, или денежная операция, связанная с изменением счета клиента/пользователя.

Данный процесс можно разложить на следующие пункты:

  1. Выполнение запроса
  2. Подтверждение (или отказ, в случае провала/ошибки)
  3. Отчет

Кроме того, транзакция может быть успешной или провальной: если данный процесс был выполнен, то транзакция считается пройденной, если нет, то она считается не совершенной.

Транзакция по банковской карте

Рассмотрим «обыденную транзакцию», совершаемую миллионами людей ежедневно. Это обычная оплата покупки в магазинах посредством POS-терминала.

  1. Вставив банковскую карту, терминал считает данные: номер карты, срок действия, ФИО, CVV/CVC2 код, и информацию с магнитной полосы. Данные передаются в зашифрованном виде банку-эквайеру (магазин заключает с этим банком договор).
  2. Банк-эквайер передает данные в ЦОД (центр обработки данных) платежной системы (VISA, MasterCard и т.д). Если все в порядке, запрос одобряется.
  3. Далее, принимает данные банк-эмитет. И после проверки на возможность совершения операции(на мошенничество, нарушение правил, остаток средств на счету), и его одобрения, присваивается специальный код.
  4. Дальше все происходит в обратной последовательности: банк-эмитет отправляет результат эквайеру, а тот – магазину. Клиент получает чек из терминала.

Справка. Денежные средства с банковской карты клиента списываются не сразу. Сумма покупки блокируется на карте, но деньги в пользу магазина списываются сначала со счета банка-эквайера, и лишь через определенное время окончательно с банковской карты.

Виды транзакций

Собственно, их можно разделить всего на два вида: онлайн и оффлайн.

Онлайн — транзакция, которая происходит в режиме реального времени. Вся та же покупка товаров в магазинах, снятие наличных в банкомате — относится сюда.

Оффлайн — в данном случае, доступный остаток на карте резервируется, а реквизиты платежа остаются в памяти POS-терминала. Обращение к банку-эквайеру не осуществляется. Данные передаются позже, в обслуживающий банк.

Сбой транзакции

Может возникнуть соответствующий вопрос: что делать в случае сбоя транзакции, и вернут ли вам средства, если операция была прервана (или не завершена) не по вашей вине? В данном случае, необходимо сразу же обратиться к оператору, и изложить суть проблемы. Возврат возможен в следующих случаях (но не гарантий, так такового, нет):

Банкомат/терминал не выдал чек. Ситуации бывают разные, и в некоторых случаях, вам может понадобиться чек-подтверждение совершенной операции. Обычно, печать чека не происходит из-за отсутствия бумаги. Обратившись к оператору, вам могут выдать копию чека (обычно высылают на E-mail).

Незавершенная транзакция. Может случиться так, что проводимая операция попросту прерывается: внезапные проблемы с Интернетом, зависание программы/браузера и т.п. Если денежные средства были списаны, а соответствующего уведомления нет, то лучше позвонить в конечный пункт (магазин/организацию, куда переводились деньги) и уточнить выполнение операции.

Ошибка в реквизитах. Даже если средства были переведены не на тот счет/кошелек, то можно попытаться вернуть деньги, обратившись к оператору. Правда, это нужно делать своевременно, и не факт, что обращение смогут удовлетворить.

Заключение

Мы разобрали термин «транзакция» (что это такое, простыми словами), как работает, применяется, и что делать в случае сбоя операции.

Комментарии к статье: “Транзакция – что это такое, простыми словами?

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *