Стоит ли покупать готовый бизнес?
Купить «что-то» всегда проще, чем сделать самому. То же относится и к бизнесу: приобрести готовое дело/проект легче, чем создавать его с нуля. Но, как и в любом направлении, данное решение будет иметь свои плюсы и минусы. И, конечно же, покупая бизнес, необходимо обратить внимание на ряд факторов.
В совокупности, возможны три варианта развития событий. Либо вы создаете что-то свое с абсолютного нуля, проходя все препятствия, и решая возникающие проблемы, или покупаете готовый бизнес, но за круглую сумму. Но есть и третий вариант: покупка франшизы. В данном случае, получается, в некотором роде, усредненность: вы покупаете право на использование марки, не создавая его с нуля.
Содержание
Какие вопросы нужно решить изначально?
- Разумеется, основа состоит из того, насколько то или иное дело вам будет интересно. Решите для себя, действительно ли вас это увлекает, и хорошо ли вы в этом разбираетесь. На данном этапе, не обращайте внимания на финансовые составляющие: какой бы доход не был зафиксирован, вы должны знать и «любить» свой новый бизнес.
- Данный пункт тесно связан с предыдущим, и даже, в большей части, повторяется. С одной стороны, обучаться всем нюансам, и основу купленного бизнеса в «процессе» — вариант не проигрышный. Но, тем не менее, если рассматривать ситуацию с другого ракурса, какова вероятность, что вам самим не захочется продать бизнес, осознав, что это не ваше? Отсюда вывод: вы должны знать достаточно о покупаемом бизнесе, и быть заинтересованным в нем.
- Организационные вопросы. На какое количество клиентов вы рассчитываете? Какой масштаб бизнеса (сюда входит как персонал, так и оборудование, размер места для аренды)? Где должно находиться место? Количество торговых точек?
Этапы покупки готового бизнеса — что нужно знать?
1. Первоначальный, и самый главный вопрос, который вы должны для себя решить: какие финансовые вложения вы можете себе позволить? Ведь ни для кого не секрет, что приобретение собственного бизнеса обойдется значительно дороже, чем та же покупка франшизы или создание дела с нуля. Только затем, определившись с суммой, стоит приступать к поиску предложений, и подбору наиболее подходящих — как с финансовой, так и технической стороны.
2. Заинтересовавшись рядом предложений, остается написать владельцам, чтобы уточнить детали бизнеса, и все волнующие вас вопросы. Как правило, в начале, таких предложений будет несколько. Изучите их, и отсеивайте наиболее нежелательные. Данный этап самый важный: последнее предложение, на котором вы хотите остановить свой выбор, должно быть проанализировано со всех сторон.
3. Бизнес должен быть тщательно изучен как с внешней, так и с внутренней (какие процессы «кипят» внутри бизнеса, вы также должны рассмотреть, с разрешения его владельца) стороны. При необходимости, если вы не справляетесь одни, обратитесь к специалистам, и закажите услугу данного направления у них. Это будет стоить некоторых средств, но вероятность купить «букет с сюрпризами» существенно снизится.
После детального анализа, и сопоставления финансовой возможности с реальностью, и наличием интереса именно к данному делу, остается заключить договор купли-продажи, после чего вы будете считаться полноправным владельцем.
Это может быть интересно: Вендинговый бизнес: с чего начать + цифры
Плюсы и минусы
Немаловажный этап – вы должны оценить все (насколько это возможно) преимущества и недостатки покупаемого бизнеса. Разумеется, окончательно приоритеты для себя вы должны расставить сами. Ниже будут перечислены те плюсы и минусы, на которые стоило бы обратить внимание.
Достоинства
- Организационные моменты уже решены.
- Имеется своя стратегия работы, по которой остается только следовать (и корректировать, при необходимости).
- Скорее всего, бизнес уже имеет свою марку, и соответственно, спрос на нее.
- Есть сотрудники, которые знают, что им нужно делать (не нужно никого обучать).
- Необходимое оборудование уже в наличии.
- Договор на аренду помещения заключен.
- Связи, каналы сбыта, технологические процессы налажены.
- База клиентов сформирована.
- Бизнес действующий, приносит доход уже с первого месяца.
Недостатки
- Не всегда возможно досконально проанализировать покупаемый бизнес.
- Возможны подводные камни.
- Сотрудники. Существует и отрицательная сторона – не факт, что процесс смены руководства пройдет идеально, и все останутся у вас.
- Не исключено, что предыдущий владелец имел какие-либо долги, и успешно передал их вам, вместе с бизнесом.
- Контрагенты, продолжившие работу с вами, могут быть не надежны.
- В случае нехватки должного опыта, ухудшатся показатели продуктивности, а соответственно, и прибыль бизнеса.
Это может быть интересно: Ошибки начинающих предпринимателей + 10 бизнес-идей без вложений
Заключение
Разумеется, причин для продаж может быть достаточно. Вовсе необязательно, что продаваемый бизнес окажется проблемным, или с большим количеством долгов, и т.д. Продажа бизнеса может быть связана с тем, что предприниматель решил сменить тип деятельности, или же переехать в другой город/страну. Продаются и вполне успешные, прибыльные бизнесы. В любом случае, перед покупкой необходимо все тщательно проанализировать.
Рекомендую посмотреть: